Закон о рекламе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18
февраля 1997 г. N 19-З О РЕКЛАМЕ Принят Палатой
представителей 19 декабря 1996 года Одобрен Советом Республики 30 января
1997 года
Глава 1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера применения настоящего Закона Настоящий Закон
регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и
распространения на территории Республики Беларусь рекламы на рынках товаров,
работ и услуг (далее - товары), включая рынки банковских, страховых и иных
услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и
юридических лиц, а также рынки ценных бумаг. Настоящий Закон
распространяется на юридических лиц и граждан Республики Беларусь, иностранных
юридических и физических лиц, а также на лиц без гражданства, которые производят, размещают и
распространяют рекламу на территории Республики Беларусь <*>. <*>
Далее - юридические и физические лица. Настоящий Закон не распространяется на
политическую рекламу.
Статья 2. Основные понятия В настоящем Законе применяются
следующие основные понятия: реклама - распространяемая в любой форме с помощью
любых средств информация о юридическом или физическом лице, товарах (рекламная
информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана
формировать или поддерживать интерес к этим юридическому или физическому лицу,
товарам и способствовать реализации товаров; ненадлежащая
реклама - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, в
которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу
распространения, установленным законодательством Республики Беларусь; наружная
реклама - плакаты, стенды, световые табло и иные технические средства ее
стабильного размещения на определенной территории; социальная
реклама - информация государственных органов по вопросам здорового образа
жизни, охраны здоровья, сохранения природы, сбережения энергосырьевых
ресурсов, профилактики правонарушений, социальной защиты и безопасности
населения, которая не носит коммерческого характера; контрреклама
- опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации
вызванных ею последствий; рекламодатель - юридическое или физическое лицо,
являющееся источником рекламной информации для ее производства, размещения и
распространения; рекламопроизводитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или
частичное доведение рекламной информации до готовой для распространения формы; рекламораспространитель - юридическое или физическое лицо,
осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем
предоставления и (или) использования необходимого имущества (в том числе и
технических средств радиовещания и телевидения), а также различных каналов
связи, эфирного времени и иными способами; потребители рекламы - юридические
или физические лица, до сведения которых она доводится.
Статья 3. Авторское право на рекламу Реклама может полностью или частично
являться объектом авторского и смежных прав. В этом
случае авторские права подлежат защите в соответствии с Законом Республики
Беларусь "Об авторском праве и смежных правах".
Глава 2. ОБЩИЕ И
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕКЛАМЕ
Статья 4. Общие требования к рекламе Реклама должна быть понятной независимо от
формы ее подачи или используемого для ее распространения средства. Запрещается
брать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или
авторского материала в средствах массовой информации. Реклама на территории
Республики Беларусь может распространяться на белорусском и (или) русском
языках. Данное положение не распространяется на радио-, телевещание и печатные
издания, осуществляемые исключительно на иностранных языках, а также на
зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания) и рекламу, приглашающую
к сотрудничеству лиц, свободно владеющих иностранными языками. Реклама о самом
рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального
разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено, а также
реклама товаров, запрещенных к производству и реализации в соответствии с
законодательством Республики Беларусь, не допускается. Если деятельность
рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер
лицензии, дата ее выдачи, срок действия и наименование органа, выдавшего эту
лицензию. Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна
сопровождаться пометкой "подлежит обязательной сертификации". Реклама
не должна призывать граждан к действиям, нарушающим законодательство.
Статья 5. Защита от ненадлежащей рекламы Юридическое или
физическое лицо, которому стало известно о производстве или распространении
ненадлежащей рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или
деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав в суд в
порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, а также вправе в
судебном порядке требовать от рекламодателя опровержения этой рекламы тем же
способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет
это требование в добровольном порядке. Ненадлежащая реклама не допускается.
Статья 6. Недостоверная реклама Недостоверной является
реклама, не соответствующая действительности в отношении: таких характеристик
товара, как состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские
свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия,
сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам,
количество и место происхождения; наличия товара на рынке, возможности его
приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте; условий оплаты
товара на момент распространения рекламы (для электронных средств массовой
информации моментом распространения рекламы считается день выхода; для
периодических печатных изданий - период до выхода следующего номера, но не
более одного месяца; для рекламы на почтовых отправлениях - два дня после
отправки (по дате почтового штемпеля); для прочей рекламы - один месяц); доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;
гарантийных обязательств, сроков службы и сроков годности товара; прав на
использование государственных символов (флага, герба, гимна), а также символов
международных организаций; исключительности прав на торговлю каким-либо товаром
и (или) его обслуживание; официального признания товара, присвоения ему
медалей, призов, дипломов и иных наград; предоставления
информации о способах приобретения полной серии товара, если он является частью
серии; результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из
технических, научных и иных публикаций; статистических данных (представленных в
искаженном виде); ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение
юридических или физических лиц, в том числе на устаревшие; сравнения
товара с другим товаром (товарами), а также с правами и положением иных
юридических или физических лиц; гарантии рекламируемых товаров; информации о
самом рекламодателе. Недостоверная реклама не допускается.
Статья 7. Неэтичная реклама Неэтичной является реклама, которая: содержит
текстовую, зрительную и звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы
морали и нравственности; порочит объекты, являющиеся историко-культурными
ценностями; порочит государственные символы (флаг, герб, гимн) Республики
Беларусь или иного государства; порочит какое-либо юридическое или физическое
лицо; содержит некорректное сравнение рекламируемого товара с товаром
(товарами) других юридических или физических лиц, а также высказывания и
образы, порочащие честь, достоинство или деловую
репутацию конкурента и (или) его товар; имитирует (копирует) общую композицию,
текст, изображение, музыку и звуковые эффекты, используемые в рекламе других
товаров. Неэтичная реклама не допускается.
Статья 8. Скрытая реклама Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной
продукции и распространение иными способами скрытой рекламы, то есть рекламы,
которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в
том числе и путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи)
и иными способами, не допускается.
Статья 9. Реклама в средствах массовой информации Не
допускается публикация в средствах массовой информации рекламных объявлений о
деятельности, требующей специального разрешения (лицензии), без подтверждения
рекламодателем права на осуществление такой деятельности. В средствах массовой
информации, не зарегистрированных в качестве специализированных для сообщений и
материалов рекламного характера, реклама не должна превышать: 25 процентов
объема одного номера государственных периодических печатных изданий; 30
процентов одного номера других периодических печатных изданий; 10 процентов
объема государственного вещания для радио- и телепрограмм. В
радио- и телепрограммах не допускается прерывание рекламой: выступлений
Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь,
Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь,
Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь,
трансляций сессий Палаты представителей и Совета Республики Национального
собрания Республики Беларусь, государственных мероприятий, траурных и других
официальных церемоний; детских и религиозных передач; образовательных
передач более чем один раз в течение 15 минут на период, не превышающий 60
секунд; радиопостановок и художественных фильмов без согласия правообладателей;
иных передач, продолжительность трансляции которых составляет менее 15 минут;
иных передач, продолжительность трансляции которых составляет от 30 до 60
минут, более чем два раза. При использовании рекламы в виде наложений, в том
числе способом "бегущей строки", ее размер не должен превышать семи
процентов площади кадра. Вставка рекламы одного и того же товара, а равно и
реклама о самом рекламодателе более чем два раза общей продолжительностью более
двух минут в течение часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной
частоте вещания не допускается. Ведущие, дикторы и другие участники теле- и радиопередач за пределами времени, отведенного для
рекламы, не имеют права специально демонстрировать товары либо характеризовать
их потребительские качества как прямо, так и косвенно (при помощи одежды,
внешнего оформления, изображения). Не допускается также рекламирование товара
под видом подачи информации с указанием реквизитов производителей этого товара
- их адреса, контактного телефона, счета и коммерческих признаков товара. В
радио- и телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализированных
для сообщений и материалов рекламного характера, реклама не должна превышать 20
процентов объема вещания в течение суток.
Статья 10. Реклама в справочном обслуживании Запрещается
использование бесплатных номеров телефона милиции, скорой медицинской помощи,
пожарной охраны и других аналогичных служб в целях размещения рекламы. При
бесплатном справочном телефонном обслуживании рекламирование товара может
производиться только после запроса абонента. При платном справочном телефонном,
компьютерном и ином обслуживании рекламировать свой товар можно только с
согласия абонента. Стоимость такой рекламы не должна включаться в стоимость
запрашиваемых абонентом справок. Реклама товара, которая дается с
использованием местной или международной телефонной связи, должна содержать
точную информацию о (об): стоимости товара;
качественных характеристиках предлагаемого товара; ограничениях, установленных
действующим законодательством и производителем товара в отношении его
потребления; платном использовании телефонной связи и стоимости одной минуты ее
использования для получения услуги в соответствующем регионе. Реклама
посредством телексной и факсимильной связи при отсутствии специального запроса
ее получателя не допускается.
Статья 11. Наружная реклама Наружная реклама не должна иметь сходства с
дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость, а также снижать
безопасность движения. Распространение наружной рекламы допускается при наличии
разрешения соответствующего органа местного управления. За выдачу разрешений на
распространение наружной рекламы с учетом требований, предусмотренных частью
первой настоящей статьи, взимается плата в порядке и размерах, устанавливаемых
соответствующим органом местного управления. Размещение
рекламы на территории любых объектов, в том числе и на территории
историко-культурных, ритуальных и особо охраняемых природных комплексов, а
также определение размера и порядка внесения платы за распространение этой
рекламы осуществляются на основании договора с собственником либо лицом,
уполномоченным на то собственником (если законом или договором не предусмотрено
иное в отношении этого лица), и при наличии разрешения, предусмотренного частью
второй настоящей статьи.
Статья 12. Внутренняя реклама К внутренней рекламе
относится любая реклама, размещенная внутри зданий, помещений, сооружений. Не
допускается размещение рекламы в помещениях органов власти, дошкольных и
специализированных детских учреждениях и школах.
Статья 13. Реклама на транспортных средствах и почтовых отправлениях Реклама
может размещаться на транспортных средствах, автомобильных и железнодорожных
путях общего пользования (включая полосу отведения), в метрополитене только по
согласованию с их собственниками либо лицом, уполномоченным на то
собственником, в соответствии с требованиями безопасности правил дорожного
движения. Ограничение и запрещение распространения рекламы на транспортных
средствах в целях обеспечения безопасности движения определяются органами, на
которые возложен контроль за безопасностью движения.
Распространение рекламы на маркированных почтовых отправлениях осуществляется
только с разрешения республиканского органа управления Республики Беларусь, в
компетенцию которого входят вопросы почтовой связи. Порядок выдачи разрешений и
размер взимаемой за это платы определяются этим органом по согласованию с
Министерством финансов Республики Беларусь. При этом данная плата не должна
превышать величины расходов по выдаче разрешений на распространение рекламы.
Статья 14. Особенности рекламы отдельных видов товаров Медикаменты, методы
профилактики, диагностики и лечения болезней (включая нетрадиционные),
медицинское оборудование, ветеринарные услуги и специальные продукты питания
рекламируются только при наличии у рекламодателя положительного заключения
республиканского органа управления Республики Беларусь в области
здравоохранения. Не допускается реклама медикаментов, которые: принимаются или
распространяются только по рецепту врача; содержат в своем составе
наркотические или психотропные вещества. Без разрешения республиканского органа
управления Республики Беларусь в области здравоохранения реклама медикаментов
не должна содержать утверждений о терапевтических эффектах в отношении
заболеваний, которые не поддаются либо тяжело поддаются лечению. Реклама
медикаментов должна содержать: полное (и международное фармакологическое)
название медикамента и название производителя; информацию о способе применения
или потребления медикаментов. Не допускается размещение в
рекламе сведений о медикаментах: которые могут создать впечатление, что в
случае употребления медикамента консультация со специалистом (врачом) не
является необходимой; в которых утверждается, что терапевтический эффект от
приема медикамента является абсолютно гарантированным; в которых сообщается,
что данный медикамент является продуктом питания, косметическим, а также другим
потребительским товаром. В рекламе косметических средств, пищевых продуктов,
витаминных и иных пищевых добавок запрещается утверждение, что такая продукция
имеет лечебные свойства, если таковые не подтверждены в установленном порядке.
Реклама алкогольных напитков и табачных изделий в радио- и телепрограммах не
допускается. Под рекламой алкогольных и табачных изделий понимается реклама,
содержащая: демонстрацию процессов курения и потребления алкогольных напитков с
указанием торговых марок рекламируемых алкогольных и табачных изделий;
изображение или звуковой текст, призывающий к употреблению алкогольных или
табачных изделий. Этот запрет не распространяется на рекламу торговых марок,
используемых для идентификации алкогольных и табачных изделий.
Статья 15. Реклама финансовых, банковских, страховых, инвестиционных услуг и
ценных бумаг При производстве, размещении и
распространении рекламы финансовых, банковских, страховых, инвестиционных и
иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и
физических лиц, а также рекламы ценных бумаг не допускается: приводить
количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к
рекламируемым услугам или ценным бумагам; гарантировать
размеры дивидендов по простым акциям; рекламировать ценные бумаги до
регистрации их выпуска; давать любые обещания и гарантии или высказывать
предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности по этим видам
услуг, в том числе и объявлять о росте курсовой стоимости ценных бумаг;
умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается об
этих условиях.
Статья 16. Социальная реклама Деятельность юридических и физических лиц по
распространению социальной рекламы и передаче своего имущества, денежных средств другим юридическим и физическим лицам для
распространения социальной рекламы признается благотворительной деятельностью и
осуществляется на безвозмездной основе. Рекламораспространители
- организации средств массовой информации могут осуществлять размещение
социальной рекламы, представленной рекламодателем, в пределах пяти процентов зфирного времени (основной печатной площади) в год,
установленных для нее законодательством Республики Беларусь. Рекламораспространители, не являющиеся организациями
средств массовой информации, могут осуществлять размещение социальной рекламы в
пределах пяти процентов годовой стоимости предоставляемых ими услуг по
распространению рекламы. Предложенные рекламодателем условия, касающиеся
времени размещения и способа распространения социальной рекламы, являются
обязательными для рекламораспространителя, если
рекламодатель обращается к нему не позднее чем за
месяц до предполагаемого срока ее распространения.
Статья 17. Защита несовершеннолетних при производстве, размещении и
распространении рекламы При производстве, размещении и
распространении рекламы в целях защиты несовершеннолетних не допускается:
показывать несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях; дискредитировать
авторитет родителей и воспитателей, подрывать доверие к ним со стороны
несовершеннолетних; внушать несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или
других лиц приобрести рекламируемые товары.
Глава 3. ПРАВА И
ОБЯЗАННОСТИ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ, РЕКЛАМОРАСПРОСТРАНИТЕЛЕЙ И РЕКЛАМОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Статья 18. Предоставление рекламной информации для производства, размещения и
распространения рекламы Если деятельность
рекламодателя подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара,
а также при рекламе самого рекламодателя он обязан предоставлять, а рекламопроизводитель и рекламораспространитель
обязаны требовать предъявления соответствующей лицензии. Рекламопроизводитель
и рекламораспространитель вправе требовать, а
рекламодатель обязан предоставлять документы, подтверждающие достоверность
рекламной информации.
Статья 19. Предоставление информации органу, осуществляющему государственный
контроль за соблюдением законодательства о рекламе Рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители
обязаны по требованию республиканского органа управления Республики Беларусь
(его территориального органа), в компетенцию которого входят вопросы рекламной
деятельности и на который возложен контроль за соблюдением законодательства
Республики Беларусь о рекламе, в установленный срок предоставлять достоверные
документы и объяснения в устной или письменной форме, видео-
и звукозаписи, а также иную информацию, необходимую для осуществления
предусмотренных настоящим Законом полномочий.
Статья 20. Контрреклама При
обнаружении нарушения законодательства Республики Беларусь о рекламе виновный
обязан осуществить контррекламу в срок, установленный
республиканским органом управления Республики Беларусь (его территориальным
органом), в компетенцию которого входят вопросы рекламной деятельности и
который вынес решение об осуществлении этой контррекламы.
При этом нарушитель несет расходы по опровержению рекламы в полном объеме. В
случае, если в установленный срок опровержение не
осуществлено, республиканский орган управления Республики Беларусь (его
территориальный орган), в компетенцию которого входят вопросы рекламной
деятельности и который принял решение об осуществлении контррекламы,
вправе принять решение о полном или частичном приостановлении рекламы
нарушителя до дня ее опровержения. При этом орган, принявший решение о полном
или частичном приостановлении рекламы нарушителя, обязан незамедлительно
уведомить об этом все стороны договора с нарушителем на производство,
размещение и распространение его рекламы. Контрреклама
осуществляется тем же способом, с использованием тех же характеристик
продолжительности, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама.
Содержание контррекламы согласовывается с
республиканским органом управления Республики Беларусь (его территориальным
органом), в компетенцию которого входят вопросы рекламной деятельности и
который установил факт нарушения и принял соответствующее решение о его исправлении. В отдельных случаях по решению
республиканского органа управления Республики Беларусь (его территориального
органа), в компетенцию которого входят вопросы рекламной
деятельности и который принял решение о проведении контррекламы,
допускается замена способа распространения контррекламы,
характеристик ее продолжительности, пространства, места и порядка
осуществления.
Статья 21. Сроки хранения материалов, содержащих рекламу Рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель
обязаны хранить материалы рекламы или их копии, включая все вносимые в них
последующие изменения, в течение шести месяцев со дня последнего ее
распространения.
Глава 4. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Статья 22. Полномочия республиканского органа управления Республики Беларусь, в
компетенцию которого входят вопросы рекламной деятельности Республиканский
орган управления Республики Беларусь (его территориальный орган), в компетенцию
которого входит контроль за рекламной деятельностью, в
пределах своей компетенции осуществляет государственный контроль за соблюдением
законодательства Республики Беларусь о рекламе. Этот орган: предупреждает и
пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими
лицами; направляет рекламодателям, рекламопроизводителям
и рекламораспространителям предписания о прекращении
нарушения законодательства Республики Беларусь о рекламе и решения об
осуществлении контррекламы; направляет
материалы о нарушении законодательства Республики Беларусь о рекламе в суд для
применения мер административного воздействия, а при неоднократном нарушении - в
органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или
аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;
направляет в органы прокуратуры и другие подведомственные ей правоохранительные
органы материалы по признакам правонарушений в области рекламы.
Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о
рекламе Юридические или физические лица (рекламодатели, рекламопроизводители
и рекламораспространители) несут ответственность за
нарушение законодательства о рекламе в соответствии с законодательством
Республики Беларусь. Рекламодатель несет ответственность за нарушение
законодательства Республики Беларусь о рекламе в отношении ее содержания, если
не доказано, что это произошло по вине рекламопроизводителя
или рекламораспространителя. Рекламопроизводитель
несет ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о
рекламе в отношении оформления, производства и подготовки. Рекламораспространитель
несет ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о
рекламе в отношении времени, места и способа ее размещения. Лица, права и
интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе в
установленном порядке обратиться в суд с исками, в том числе и с исками о
возмещении материального и морального ущерба. Рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель
вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным полностью или
частично предписания или решения республиканского органа управления Республики
Беларусь (его территориального органа), в компетенцию которого входят вопросы
рекламной деятельности, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Подача заявления не приостанавливает исполнения предписания или решения
республиканского органа управления Республики Беларусь (его территориального
органа), в компетенцию которого входят вопросы рекламной деятельности, если
судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения названных
актов.
Глава 5.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 24. Международные договоры Республики Беларусь в области рекламы Если международным договором Республики Беларусь
установлены иные правила о рекламе, чем те, которые предусмотрены настоящим
Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 25. О вступлении настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в
силу со дня его опубликования.
Президент Республики Беларусь
А.ЛУКАШЕНКО